Андре Кертеш является одним из признанных мастеров
фотоискусства. Более шестидесяти лет он занимается тем, что останавливает
мимолетные мгновения, находя смысл и красоту в повседневной жизни обычных
людей. Кертеш наделен творческой непосредственностью, врожденным талантом
композиции, он зорко подмечает неожиданные, красноречивые подробности.
Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной
съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная
чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить
кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества
деталей, в них не бывает ничего избыточного. Однако никакие композиционные
соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те
изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972),
всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Кертеш во многом
предвосхитил творческую манеру, выработанную Картье-Брессоном и теоретически
обоснованную им в концепции «решающего мига». Главное различие между двумя
фотографами заключается в том, что Картье-Брессон строже придерживается
отстраненной, натуралистичной точки зрения и полностью сосредоточен на
том мгновении, когда действие достигает наибольшей выразительности. Кертеш
использует разнообразные точки зрения, иногда более, а иногда менее реалистичные,
порой даже изображая объекты в усеченном виде. Его интересует скорее не
миг наивысшего накала, а течение времени. И потом у Кертеша работы, пожалуй,
более личные и непосредственные и менее журналистские чем у Картье-Брессона.
Мало
кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно,
как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов
Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений
обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних
лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение
тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на
глаза.